Олимпиада по русскому 10 класс



Задания олимпиад по русскому языку с ответами

Олимпиада по русскому языку 9 класс

Олимпиада по русскому языку 10 класс

Олимпиада по русскому языку 11 класс

-------------------------------------------------------------------

Олимпиадные задания по русскому 10 класс

Олимпиада по русскому языку 10 класс

Какие звуки может обозначать буква С? Приведите примеры.
----------

Выделите основу и окончание в следующих словах: зодчий, пролетарий, комментарий, стряпчий, лисий, синий, близкий, барсучий.
----------

Определите, каким способом словопроизводства созданы неологизмы В. В. Маяковского: прошляпно, щен, раздождиться, языкотворец.
----------

Что общего в значениях слов виноватый и виновный? А чем они различаются? Как называются такие слова?
----------

Чем в смысловом, морфемном и грамматическом отношении характеризуются притяжательные прилагательные?
----------

Определите, в значении какой части речи употреблено слово один. Свое мнение обоснуйте.

а) Вообрази: я здесь одна. // Никто меня не понимает...

б) Выхожу один я на дорогу.в) В одном из городов Италии счастливой // Когда-то властвовал предобрый старый Дук.

г) Еще одно последнее сказанье, // И летопись окончена моя.

д) Науки, чуждые музыке, были // Постылы мне. Упрямо и надменно // От них отрекся я и предался // Одной музыке...
----------

Напишите доверенность на получение какого-либо документа.
----------

Попробуйте сочинить небольшой текст (прозаический или стихотворный), используя прием звукописи. Тема: "Колокола".
----------

Назовите автора и произведение, откуда приведен этот отрывок. Какие выразительные средства использованы в тексте. Охарактеризуйте особенности языковой манеры писателя.

По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки.

Если б не эта тарелка да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет, - так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжанием испуганная муха.
----------

Какие художественные приемы использовал поэт для создания образа осени?

Тихо в чаще можжевеля по обрыву
Осень - рыжая кобыла - чешет гриву.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.

^