Олимпиада по литературе



Задания олимпиад по литературе с ответами

Олимпиада по литературе 9 класс

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе 11 класс

-------------------------------------------------------------------

Олимпиадные задания по литературе для 9 класса

Олимпиада по литературе 9 класс

1. Приведены цитаты, в которых один литературный герой говорит о другом. Назовите имена героев, автора и название произведения. Объясните смысл названия произведения. Кого еще из литературных героев можно было назвать так же?
"Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. По сесть час, кроме задов, новой строки не разберет, да и зады мямлит, прости господи, без складу по складам, без толку по толкам".
"Мой ... из-за книги не встает по суткам. Материно мое сердце. Иное жаль, жаль, да подумаешь: зато будет и детина хоть куда".
"Странное дело ... как родня на родню походить может... наш весь в дядю. И он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости".

    2. В каких произведениях В.А. Жуковский и А.С. Пушкин обращаются к сюжетам мифов и античной литературы? Приведите примеры. С какой целью они это делают?

    3. Придумайте несколько пар рифм, характерных для элегии. Какими эпитетами можно охарактеризовать состояние лирического героя элегии?

    4. Выделите в тексте тропы и стилистические фигуры, назовите их и определите стилистическую роль.
Взошла заря. Дыханием приятным
Сманила сон с моих она очей;
Из хижины за гостем благодатным
Я восходил на верх горы моей;
Жемчуг росы по травкам ароматным
Уже блистал младым огнем лучей,
И день взлетел, как гений светлокрылый!
И жизнью все живому сердцу было.
Я восходил; вдруг тихо закурился
Туманный дым в долине над рекой;
Густел, редел, тянулся и клубился,
И вдруг взлетел, крылатый, надо мной,
И яркий день с ним в бледный сумрак cлился,
Задернулась окрестность пеленой,
И, влажною пустыней окруженный,
Я в облаках исчез, уединенный...

    5. В русской драматургии хорошо известен такой прием создания комического эффекта, как "говорящие фамилии". Он использовался и А.С. Грибоедовым в "Горе от ума", и Н.В. Гоголем в "Ревизоре". Однако перепутать "говорящие фамилии" этих драматургов невозможно. Почему? Каковы принципы создания "говорящих фамилий" этих авторов? Смоделируйте несколько "говорящих фамилий", используя те же принципы.

Ответы к олимпиаде по литературе 9 класс

    1. Д.И. Фонвизин "Недоросль". Во всех цитатах говорится о Митрофане. Слова принадлежат Кутейкину, госпоже Простаковой и ее мужу. Недорослем называет себя Петруша Гринев, герой повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".

    2. В.А. Жуковский обращался к мифологическим сюжетам в балладах ("Кассандра", "Ахилл", "Эолова арфа" и т.д.). Он подчеркивает "вечность" тех проблем, к которым обращались когда-то в мифах и античной литературе. Кроме того, они лучше всего характеризуют "разорванное сознание" романтика. А.С. Пушкин пишет такие стихотворения, как "Арион", "Аквилон" и т.д. Для него это чаще всего своеобразный "эзопов язык".

    3. Для элегического героя характерно состоянии меланхолии, "сладкой грусти", томления, уныния, печали. Он постоянно помнит о бренности земного существования, а потому грустит и томится жизнью. Его окружает сочувствующая его печали природа. Возможные пары рифм: воспоминанье - страданье, светило - озлатило, умирает - угасает, покой - с рекой и т.д. Для элегии характерны точные рифмы.

    4. Метафора: дыхание зари, гость благодатный, жемчуг росы
Эпитет: приятным, благодатным, туманный, крылатый, бледный, живое, светлокрылый
Олицетворение: сманила сон, взлетел, задернулась пеленой
Сравнение: блистал младым огнем лучей, как гений светлокрылый
Оксюморон: влажная пустыня
Полиптотон: жизнью - живому
Рефрен: я восходил
Асидентон: густел, редел, тянулся
Антитеза: густел, редел, тянулся и клубился

    5. А.С. Грибоедов старается "зашифровать" порок своих героев, переводя слово на другой язык. Кроме того, в "Горе от ума" все "говорящие фамилии" связаны с одной сферой - речи героев. Н.В. Гоголь в "говорящих фамилиях" указывает не на порок героев (порок у них один - взяточничество), а их "азарт", особого рода привычку героев, определяющую его психологический феномен.


Олимпиадные задания по литературе для 10 класса

Олимпиада по литературе 10 класс

    1. В античном стихосложении это явление было правилом. В системах стихосложения, использующих рифму, - исключением. Однако это исключение можно найти в произведениях почти всех русских поэтов. Назовите явление и приведите примеры произведений, в которых оно используется.

    2. Соотнесите портреты персонажей произведений русской литературы (в первом столбике) с названием произведения и автора (во втором столбике). Назовите героя (в третьем столбике).

Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. И.С. Тургенев
"Отцы и дети"
 
Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке. И.А. Гончаров
"Обломов"
 
Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было. Н.С. Лесков "Очарованный странник"  
... отвернув воротник балахона, показал ... все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. 

    3. С жизнью и деятельностью каких писателей cвязаны географические названия: Таганрог, Овстуг, Симбирск, Спасское-Лутовиново, Спас-Угол.

    4. По приведенным фрагментам определите автора и название произведения. Какие приемы фольклорной (народной) поэтики использует поэт в приведенных отрывках? Дополните полученный список, назвав еще несколько приемов. Каким размером написано произведение? Какими причинами определяется выбор размера?

В каком году - рассчитывай,
В какой земле - угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков.
Пришла пора - сказался снег!
Он смирен до поры:
Летит - молчит, лежит - молчит,
Когда умрет, тогда ревет.
Ой, тени! Тени черные!
Ой, избы, избы новые!
Шли долго ли, коротко ли,
Шли близко ли, далеко ли...

    5. Этюд - небольшое по объему произведение, посвященное какому-то отдельному явлению. Как правило, оно лишено сюжетной основы. Напишите этюд о зиме, используя разнообразные тропы (метафору, эпитет, сравнение, олицетворение, гиперболу и т.д.).


Ответы к олимпиаде по литературе 10 класс

    1. Белый стих (А.С. Пушкин - "Вновь я посетил...", "Борис Годунов", "Маленькие трагедии"; А.К. Толстой - драматическая трилогия; В.А. Жуковский - "Замок на берегу моря"; М.Ю. Лермонтов - "Слышу ли голос твой").

    2.
1. И. А. Гончаров "Обломов" Обломов
2. Н.С. Лесков "Очарованный странник" Флягин
3. И.А. Гончаров "Обломов" Штольц
4. И.С. Тургенев "Отцы и дети" Базаров

    3. Таганрог - А.П. Чехов, Овстуг - Ф.И. Тютчев, Симбирск - И.А. Гончаров, Спасское-Лутовиново - И.С. Тургенев, Спас-Угол - М.Е. Салтыков-Щедрин.

    4. Н.А. Некрасов "Кому на Руси жить хорошо". В основном четырехстопным белым ямбом, имитирующим народную устную речь.

Образ "дороженьки", синтаксический параллелизм Малый жанр - загадка
Песенный повтор слов Ретардация (замедление ритма), сказочная формула

Олимпиадные задания по литературе для 11 класса

Олимпиада по литературе 11 класс

    1. Уже 3 века этот герой известен всем. В.Г. Белинский так писал о нем: "Вот молодой человек, сын великого царя, наследник его престола, увлекаемый жаждой знания, проживает в чуждой и скучной стране... Вернувшись на родину, этот принц становится убийцей - вольным или невольным - матери, отчима, возлюбленной, ее отца, брата. Этот герой, кроме того, стал постановщиком пьесы "Мышеловка". Назовите его имя. Какова его судьба в русской классике? Назовите героев других произведений этого писателя, "поселившихся" в произведениях русской литературы.

    2. С какими литературными направлениями связаны приведенные имена и историко-культурные реалии?
"Цех поэтов", Н. Асеев, "Аполлон", В. Хлебников, "Золотое руно", Г. Иванов, Д. Бурлюк, И. Северянин, А. Белый, "Гилея", В. Каменский, З. Гиппиус, "Скорпион", "Весы", "Садок судей", "Пощечина общественному вкусу".

    3. Соотнесите портреты персонажей произведений русской литературы (в первом столбике) с названием произведения и автора (во втором столбике). Назовите героя (в третьем столбике). Назовите художественные особенности стиля одного из писателей на выбор.

"Худые, нервные пальцы... забегали по борту коричневого короткого пиджачка, застегивая и расстегивая пуговицы... Теперь он стал весь виден: очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти". М.Ю. Лермонтов
"Герой нашего
времени"
 
"А у нее красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенен был темным пушком..." М. Горький
"Челкаш"
 
Она была далеко не красавица... Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос - все это было для меня обворожительно". И.А. Бунин
"Чистый понедельник"
 
"Длинный, костлявый, немного сутулый, он медленно шагал... поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами... Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами". А.И. Куприн
"Гранатовый браслет"
 

    4. С именами каких русских писателей связаны следующие географические названия: Таруса, Ярославль, Вологда, озеро Чад, Багдади, Константиново, Спас-Клепики, Елабуга, Шахматово, Загорье, Грасс, Киев.

    5. Кому посвящен медальон И. Северянина? На какие особенности личности и творчества писателя обращает внимание поэт? Охарактеризуйте особенности формы этого произведения. Определите размер, которым написано произведение. Какова его стилистическая функция?

Его улыбка - где он взял ее? -
Согрела всех мучительно влюбленных,
Униженных, больных и оскорбленных
Кошмарное земное бытие.

Угармонированное свое
В падучей сердце - радость обреченных,
Истерзанных и духом исступленных -
В целебное он превратил питье.

Все мукой опрокинутые лица,
Все руки, принужденные сложиться
В крест на груди, все чтущие закон,

Единый для живущих - Состраданье,
Все чрез него познали оправданье,
И человек - почти обожествлен!


Ответы к олимпиаде по литературе 11 класс



    1. И.С. Тургенев - "Гамлет и Дон-Кихот", "Гамлет Щигровского уезда"; А. Блок - "Я - Гамлет. Холодеет кровь..."; М. Цветаева - "Диалог Гамлета с совестью"; Б. Пастернак - "Гамлет". Король Лир - И.С. Тургенев "Степной король Лир"; леди Макбет - Н.С. Лесков "Леди Макбет Мценского уезда".

    2.
З. Гиппиус, А. Белый, "Скорпион", "Золотое руно", "Весы", "Аполлон" символизм
"Цех поэтов", Г. Иванов, "Аполлон" акмеизм
В. Хлебников, "Садок судей", "Пощечина общественному вкусу", Д. Бурлюк, "Гилея", Н. Асеев, В. Каменский, И. Северянин футуризм

    3.
1. А.И. Куприн "Гранатовый браслет" Желтков
2. И.А. Бунин "Чистый понедельник" Главная героиня
3. М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени" Ундина
4. М. Горький "Челкаш" Челкаш

    4. Таруса - К.Г. Паустовский, Ярославль - К. Бальмонт, М. Кузмин, Вологда - К. Батюшков, озеро Чад - Н. Гумилев, Багдади - Маяковский, Константиново - С. Есенин, Спас-Клепики - С. Есенин, Елабуга - М. Цветаева, Шахматово - А. Блок, Загорье - А. Твардовский, Грасс - И.А. Бунин, Киев - Булгаков.

    5. Ф.М. Достоевский. Французский сонет. Пятистопный ямб (сонеты обычно пишутся шестистопным ямбом).


^