Олимпиада по литературе 9 класс



Задания олимпиад по литературе с ответами

Олимпиада по литературе 9 класс

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе 11 класс

-------------------------------------------------------------------

Олимпиадные задания по литературе для 9 класса

Олимпиада по литературе 9 класс

1. Приведены цитаты, в которых один литературный герой говорит о другом. Назовите имена героев, автора и название произведения. Объясните смысл названия произведения. Кого еще из литературных героев можно было назвать так же?
"Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. По сесть час, кроме задов, новой строки не разберет, да и зады мямлит, прости господи, без складу по складам, без толку по толкам".
"Мой ... из-за книги не встает по суткам. Материно мое сердце. Иное жаль, жаль, да подумаешь: зато будет и детина хоть куда".
"Странное дело ... как родня на родню походить может... наш весь в дядю. И он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости".

    2. В каких произведениях В.А. Жуковский и А.С. Пушкин обращаются к сюжетам мифов и античной литературы? Приведите примеры. С какой целью они это делают?

    3. Придумайте несколько пар рифм, характерных для элегии. Какими эпитетами можно охарактеризовать состояние лирического героя элегии?

    4. Выделите в тексте тропы и стилистические фигуры, назовите их и определите стилистическую роль.
Взошла заря. Дыханием приятным
Сманила сон с моих она очей;
Из хижины за гостем благодатным
Я восходил на верх горы моей;
Жемчуг росы по травкам ароматным
Уже блистал младым огнем лучей,
И день взлетел, как гений светлокрылый!
И жизнью все живому сердцу было.
Я восходил; вдруг тихо закурился
Туманный дым в долине над рекой;
Густел, редел, тянулся и клубился,
И вдруг взлетел, крылатый, надо мной,
И яркий день с ним в бледный сумрак cлился,
Задернулась окрестность пеленой,
И, влажною пустыней окруженный,
Я в облаках исчез, уединенный...

    5. В русской драматургии хорошо известен такой прием создания комического эффекта, как "говорящие фамилии". Он использовался и А.С. Грибоедовым в "Горе от ума", и Н.В. Гоголем в "Ревизоре". Однако перепутать "говорящие фамилии" этих драматургов невозможно. Почему? Каковы принципы создания "говорящих фамилий" этих авторов? Смоделируйте несколько "говорящих фамилий", используя те же принципы.

Ответы к олимпиаде по литературе 9 класс

    1. Д.И. Фонвизин "Недоросль". Во всех цитатах говорится о Митрофане. Слова принадлежат Кутейкину, госпоже Простаковой и ее мужу. Недорослем называет себя Петруша Гринев, герой повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".

    2. В.А. Жуковский обращался к мифологическим сюжетам в балладах ("Кассандра", "Ахилл", "Эолова арфа" и т.д.). Он подчеркивает "вечность" тех проблем, к которым обращались когда-то в мифах и античной литературе. Кроме того, они лучше всего характеризуют "разорванное сознание" романтика. А.С. Пушкин пишет такие стихотворения, как "Арион", "Аквилон" и т.д. Для него это чаще всего своеобразный "эзопов язык".

    3. Для элегического героя характерно состоянии меланхолии, "сладкой грусти", томления, уныния, печали. Он постоянно помнит о бренности земного существования, а потому грустит и томится жизнью. Его окружает сочувствующая его печали природа. Возможные пары рифм: воспоминанье - страданье, светило - озлатило, умирает - угасает, покой - с рекой и т.д. Для элегии характерны точные рифмы.

    4. Метафора: дыхание зари, гость благодатный, жемчуг росы
Эпитет: приятным, благодатным, туманный, крылатый, бледный, живое, светлокрылый
Олицетворение: сманила сон, взлетел, задернулась пеленой
Сравнение: блистал младым огнем лучей, как гений светлокрылый
Оксюморон: влажная пустыня
Полиптотон: жизнью - живому
Рефрен: я восходил
Асидентон: густел, редел, тянулся
Антитеза: густел, редел, тянулся и клубился

    5. А.С. Грибоедов старается "зашифровать" порок своих героев, переводя слово на другой язык. Кроме того, в "Горе от ума" все "говорящие фамилии" связаны с одной сферой - речи героев. Н.В. Гоголь в "говорящих фамилиях" указывает не на порок героев (порок у них один - взяточничество), а их "азарт", особого рода привычку героев, определяющую его психологический феномен.


^