Олимпиадные задания по биологии для 9 10 11 класса Олимпиадные задания, олимпиады по биологии Задание 1. 1. Основным структурным и функциональным элементом организма человека является: а – Орган;б – Клетка; в – Ткань. 2. Кто из перечисленных ученых предложил термин «экология» и дал определение этой науке? а - Жан Батист Ламарк; б - Чарлз Дарвин; в - Эрнст Геккель; г - Климент Аркадьевич Тимирязев. 3. Насекомых среди других членистоногих можно узнать по наличию у них: а – Хитинового покрова; б – Трех пар ног; в – Членистых конечностей;г – Отделов тела. 4. Наследственная информация в клетке зашифрована в молекулах: а – АТФ;б – ДНК; в – Белков. 5. Какова роль организмов-разрушителей в круговороте веществ в природе? а – Разлагают остатки мертвых организмов до неорганических веществ; б – Служат пищей для растений; в – Создают органические вещества из неорганических; г – Обогащают атмосферу кислородом. 6. Взаимоотношения «тля – муравей» - это: а – Хищничество; б – Симбиоз; в – Амменсализм. 7. Главный признак царства грибов: а – Наличие в клетках ядра; б - Наличие оболочки из хитиноподобного вещества; в – Питание готовыми органическими веществами; г – Клеточное строение организмов. 8. Транспортную функцию в организме выполняет: а – Кровь; б – Жировая ткань; в – Хрящевая ткань. 9. Растения, достигшие в процессе эволюции наиболее высокого уровня организации, это: а – Покрытосеменные; б – Голосеменные; в – Папаротниковидные; г – Моховидные. 10. Гладкая эндоплазматическая сеть участвует в образовании: а – Белков; б – Жиров; в – Углеводов и жиров. 11. Микориза: а – Плодовое тело гриба; б – Симбиоз гриба и корней дерева; в – Болезнь растений, вызываемая грибами; г – Часть грибницы. 12. К теплокровным животным относятся: а – Птицы; б – Насекомые;в – Пресмыкающиеся. 13. Растения класса однодольных имеют: а – Листья с параллельным жилкованием, стержневую корневую систему; б – Листья с параллельным и дуговым жилкованием, мочковатую корневую систему; в – Листья с сетчатым жилкованием, стержневую корневую систему; г – Листья с сетчатым жилкованием, мочковатую корневую систему. 14. Скопление тел нейронов за пределами центральной нервной системы называется: а – Нервные узлы;б – Нервы; в – Рецепторы. 15. О единстве органического мира свидетельствует: а – Связь организмов со средой; б – Приспособленность организмов к среде обитания; в – Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов, разных царств живой природы; г – Взаимосвязь клеток в организме. 16. Только для живых организмов характерно: а – Уменьшение веса; б – Изменение окраски; в – Дыхание; г – Взаимодействие со средой. 17. Грибы питаются: а – Образуя на свету органические вещества; б – Готовыми органическими веществами; в – Только органическими веществами живых организмов; г – Поселяясь на продуктах питания. 18. Размножение грибов, мхов, папоротников осуществляется: а – С помощью спор; б – Путем деления клеток; в – С помощью семян; г – С помощью черенков. 19. Кто из перечисленных ученых создал учение о биосфере? а – Владимир Николаевич Сукачев;б – Владимир Иванович Вернадский; в – Карл Линней; г – Николай Алексеевич Северцов. 20. Раздел ботаники, изучающий мхи: а – Бриология; б – Лихенология; в – Птеридология;г – Альгология. 21 . Клетка, в которой нет оформленного ядра, принадлежит: а – Бактерии; б – Растению;в – Грибу; г – Животному. 22. Мышцы крепятся к костям при помощи: а – Надкостницы; б – Сухожилий;в – Хрящей. 23 . Образование органических веществ из неорганических происходит в процессе: а – Дыхания; б – Передвижения веществ; в – Фотосинтеза; г – Поглощения веществ из почвы. 24. Основная функция митохондрий: а – Синтез ДНК; б – Синтез АТФ; в – Синтез углеводов. 25. В отличие от организмов всех царств живой природы вирусы: а – Не имеют клеточного строения; б – Это одна клетка без ядра; в – Это одна клетка с ядром; г – Это спора. 26. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, тело которых состоит из гифов, - это: а – Животные;б – Грибы;в – Растения; г – Лишайники. 27. Наиболее распространенными элементами в клетках живых организмов являются: а – Кислород, углерод, азот, водород; б – Азот, водород, кислород, сера; в – Углерод, фосфор, водород, кислород. 28. Факторы неживой природы: а – Лишайники, мхи; б – Грибы, бактерии; в – Вода, воздух, свет; г – Одноклеточные растения и животные. 29. Клеточная мембрана: а – Обладает избирательной проницательностью для различных веществ; б – Непроницаема;в – Полностью проницаема для любых веществ. 30. Железы внутренней секреции выделяют в кровь: а – Витамины; б – Минеральные соли; в – Гормоны. 31. Какая клетка изображена на рисунке? а – Грибная; б – Животная; в – Растительная;г – Бактериальная. 32. Лес и водоем имеют много общего, так как они: а – Представляют собой природные сообщества; б – Представляют собой искусственные сообщества; в – Заселены сходными видами растений и животных; г – Расположены недалеко друг от друга. 33. Мхи в процессе эволюции достигли более сложного строения по сравнению с: а – Папоротниками; б – Грибами ; в – Водорослями; г – Лишайниками. Вставьте пропущенное слово: 34. Хромосомы состоят из ДНК и хорошо видны в период...................... клетки. 35. Организмы, питающиеся растительной пищей, называют ……………первого порядка. 36. Одной из отличительных черт человека как биологического вида является членораздельная…….... 37. Укажите название объекта экологии по составляющим его компонентам: Биотоп + биоценоз = ………. 38. Большинство клеток состоит из ядра и цитоплазмы, покрытых снаружи………. 39. В любом сообществе существует ограниченное число трофических уровней, берущих начало от растительных организмов, которые называются…….…... 40 …..……. – наука о строении человеческого тела. Задание 2. 1 . Какова структура и функции ядра клетки? 2. На какие группы условно подразделяются факторы окружающей среды? 3. Перечислите существующие царства живого. 4. Чем отличаются понятия «местообитание» и «экологическая ниша»? 5. В чем различия между понятиями: «сообщество» и «экосистема»? 6. В чем проявляется приспособленность цветковых растений к опылению насекомыми? 7. Перечислите основные признаки живых существ. 8. Какими свойствами обладает водная среда обитания? 9. Какова организация (структура) любой экосистемы? 10. Как осуществляется взаимодействие клеток друг с другом и органоидов внутри клетки? Задание 3. 1. Чем клетки человека и животных принципиально отличаются от клеток растений? 2. Почему чем сложнее система, тем выше ее устойчивость? Почему в обедненных сообществах (например, в сельскохозяйственных монокультурах) неизбежно массовое размножение насекомых-вредителей, сорняков и болезней? 3. Какой тип растительного сообщества (фитоценоза) в ряду: лес лиственный – кустарники – луг – степь характеризуется наибольшим разнообразием экологических ниш? Объясните ваш выбор. 4. Перечислите уровни организации живого вещества. Изучением какого уровня занимается наука – экология? 5. Какие признаки свидетельствуют о том, что лишайник – симбиотический организм? 6. Ученые считают, что в процессе эволюции доклеточных форм в клеточные структуры очень важным моментом было образование мембраны. Объясните почему? 7. Почему человек разводит, в основном, растительноядных животных? Приведите примеры разведения плотоядных. 8. Большинство водорослей зеленого цвета, однако глубоководные водоросли – красные. Дайте объяснение этому явлению. 9. Почему биологическое разнообразие играет большую роль в сохранении биосферы? 10. На рисунке показаны два проростка одного возраста. Опишите условия, в которых развивался проросток (А) по сравнению с условиями развития проростка (Б). 11. Что произойдет, если в природном сообществе уничтожить всех производителей органического вещества? 12. С какой целью человек создает заповедники и заказники? 13. Как практически человек использует явления хищничества и паразитизма в мире животных для борьбы с сельскохозяйственными вредителями? Назовите известные вам методы и способы, приведите примеры. Какой вывод можно сделать из этого? 14. Чем объясняются различия в строении скелетов руки человека и передней конечности млекопитающих? 15. В чем основные особенности строения вирусов? Почему вирусы занимают пограничное положение между живой и неживой природой? Задание 4. 1. Каковы последствия уничтожения хищников ради спасения популяции жертвы (например, массовый отстрел волков для сохранения поголовья оленей)? Что происходит с популяцией жертвы, освобожденной от пресса хищников (на примере оленей)? Почему желаемый результат (увеличение поголовья) достигается только вначале и на короткое время? Какой вывод можно сделать относительно экологической роли хищников? 2. Какие экологические проблемы биосферы являются наиболее острыми на планете в настоящее время? Приведите примеры. Какие проблемы наиболее актуальны в Калининградской области? Предложите возможные способы решения экологических проблем в вашем регионе. 3. Некоторые виды грибов имеют зеленую окраску таллома. Почему их нельзя отнести к царству растений, ведь наличие в клетках растений хлорофилла придает им зеленый цвет? Обоснуйте ответ. Ответы: Задание 1 Правильные ответы: 1 – б; 2 – в; 3 – б; 4 – б; 5 – а; 6 – б; 7 – б; 8 – а; 9 – а; 10 – в; 11 – б; 12 –а; 13 – б; 14 – а; 15 – в; 16 – в; 17 – б; 18 – а; 19 – б; 20 – а; 21 – а; 22 – б; 23 – в; 24 – б; 25 – а; 26 – б; 27 – а; 28 – в; 29 – а; 30 – в; 31 – б; 32 – а; 33 – а. Правильные ответы: 34 – интерфаза; 35 – консументы; 36 – речь; 37 – экосистема; 38 – мембраной; 39 – продуцентами; 40 – анатомия. Задание 2 Задание 3. Задание 4. |